На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 19 декабря подвели промежуточные итоги работы организаций и наметили шаги по формированию дальнейших задач развития российской промышленности в условиях СВО.
В мероприятии приняли участие председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий, министр образования и науки Валерий Фальков, заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, советник министра обороны Российской Федерации Андрей Ильницкий, депутаты Государственной Думы, председатели российских профсоюзных организаций и другие представители министерств, ведомств и организаций.
Во вступительном слове Сергей Чемезов отметил, что последствия санкций во многом удалось преодолеть: «Ситуация с обеспечением производителей комплектующими и сырьем выравнивается. Частично смогли заместить своими силами, частично переориентировались на других поставщиков. Наши производители поступательно занимают рыночные ниши, которые освободились после ухода западных компаний».
Глава Союза подчеркнул, что необходимо в сжатые сроки вырабатывать новые действенные меры поддержки промышленности и содействовать созданию благоприятных условий, в том числе финансовых, для развития технологического суверенитета. «Мы должны активизировать работу по продвижению предложений, подготовленных экспертами Союза машиностроителей России. Текущие обстоятельства – это серьезный вызов для нас с одной стороны и широкие возможности — с другой. Только от нас зависит, как мы их реализуем».
Владимир Гутенев проинформировал о работе по продвижению законодательных инициатив, подготовленных на основе предложений экспертов Союза и Лиги. Среди них повышение оплаты труда работникам предприятий-исполнителей ГОЗ минимум на 10% выше средней по региону, проект ФЗ о централизованных поставках промышленной продукции российского производства, а также предоставление права исполнителям гособоронзаказа использовать для расчетов по всем госконтрактам единый отдельный счет на период мобилизации для рационального использования денежных средств и сокращения сроков производства продукции.
Отдельно первый вице-президент выделил законодательную инициативу в рамках № 44-ФЗ: «Предприятия, выполняющие ГОЗ для СВО и осуществляющие капвложения и модернизацию производства, необходимо наделить правом совершать закупки за счет бюджетных субсидий в рамках № 44-ФЗ у единственного поставщика до 31 декабря 2023 года. Данная мера позволит форсировать модернизацию производственных мощностей предприятий ОПК, увеличивать объемы выпуска продукции, создавать новых рабочих мест».
Также Владимир Гутенев рассказал о реализации молодежных проектов СоюзМаш и работе организации на гуманитарном и международном направлениях.
Заместитель председателя СоюзМаш, председатель ПСБ Петр Фрадков в своем выступлении рассказал про приоритетные задачи ПСБ как опорного банка для ОПК и отметил важность работы по обеспечению финансовой устойчивости предприятий отрасли:
«Сейчас перед банком стоит важная задача — обеспечение бесперебойных расчетов возросших объемов ГОЗ и поддержка финансовой устойчивости оборонно-промышленного комплекса. Мы ведем с предприятиями отрасли большую системную работу. Роль финансовой составляющей сейчас очень высока и для таких важных направлений как модернизация производственных мощностей, приобретение электронно-компонентной базы, закупка приоритетной продукции. В следующем году мы продолжим концентрироваться на совершенствовании механизмов льготного финансирования и повышении финансовой устойчивости предприятий ОПК».
Вице-президент СоюзМаш, генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь рассказал, что ОАК сосредоточена сегодня на решении двух важнейших задач – безусловное выполнение обязательств в рамках гособоронзаказа по поставкам новой техники, а также поддержание летной годности строевых машин. Вторая задача — запуск серийного производства пассажирских самолетов в полностью русифицированном облике.
«На авиапроизводителях ответственность за своевременную поставку техники в рамках ГОЗ, в том числе в интересах СВО. Кроме того, мы сосредоточены на ускоренном импортозамещении и запуске в серийное производство полностью российских пассажирских самолетов в максимально сжатые сроки. Речь идет о транспортной безопасности – гарантированной связанности регионов нашей огромной страны и поддержании устойчивости экономики России», — заявил Юрий Слюсарь.
Президент АО «АВТОВАЗ», член Бюро Союза машиностроителей России Максим Соколов в блоке обсуждений озвучил ряд предложений по развитию автомобильной отрасли, подчеркнув необходимость государственной поддержки прежде всего высоколокализованных производств и продуктов. Также президент АО «АВТОВАЗ» рассказал о ситуации на автозаводе: «В этом году можно уже уверенно говорить, что мы преодолели критический период. Завод стоял более трех месяцев, но мы поэтапно возобновили производство трех ведущих наших моделей – Granta, NIVA Legend, NIVA Travel – и вывели производство на объем 220 тысяч автомобилей в текущем году. С августа перешли на пятидневную рабочую неделю, а с сентября – на шестидневную». Также Максим Соколов рассказал о планах на 2023 год по увеличению производства до уровня более 400 тысяч автомобилей и разработке новых моделей автомобилей.
На расширенном заседании Бюро состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской областях между Союзом машиностроителей России и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Соответствующий документ подписали глава СМР Сергей Чемезов и ректор МГУ Виктор Садовничий. Соглашение позволит усилить научный и кадровый потенциал предприятий контура СоюзМаш. Также было подписано трехстороннее отраслевое Соглашение по авиационной промышленности РФ на 2023-2025 гг. и соглашения о продлении срока действия отраслевого Соглашения по машиностроительному комплексу РФ на 2020-2022 годы на период 2023-2025 годов и внесении в него изменений.
В рамках заседания Владимир Гутенев рассказал о создании Экспертного совета Комитета Госдумы в сфере автомобилестроения и открытии регионального отделения в Республике Ингушетия.
По итогам мероприятия состоялась торжественная церемония награждения, в ходе которой государственные и ведомственные награды получили члены Бюро, представители министерств и ведомств, предприятий и организаций Союза и Лиги.
Напомним, Бюро Союза машиностроителей России — основной руководящий орган организации. В состав Бюро входят руководители корпораций, холдингов и крупнейших предприятий промышленности, ведущих российских вузов, финансовых и деловых структур России. На заседаниях Бюро обсуждаются актуальные проблемы и задачи промышленного сообщества, перспективные направления и программы развития машиностроения с учетом стратегических интересов национальной экономики.