В Пензе планируют готовить специалистов для станкостроения

Возможность создания профильной кафедры на базе Пензенского государственного университета обсудили на рабочем совещании представители промышленной сферы и высшей школы.

Инициатор нового проекта — генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой», член Пензенского регионального отделения Союза машиностроителей России Олег Кочетков, который возглавляет комитет Законодательного собрания Пензенской области по промышленной политике.

— В регионе активными темпами развивается станкостроение, которое представляет собой базовую и ведущую отрасль машиностроения. В решение задач по технологической независимости государства вовлекается все больше отечественных промышленных предприятий, в том числе, расположенных на территории Пензы. Развитие внутриобластной кооперации создало благоприятные условия для формирования станкостроительного кластера, который стал первым в стране, — отметил Олег Кочетков на совещании в ПГУ.

Объединение промышленников для разработки и производства металлообрабатывающего оборудования дало ощутимый результат в деле импортозамещения. К концу текущего года компания «СтанкоМашСтрой» обещает выпустить с конвейера первый станок, на сто процентов состоящий из российских компонентов. Однако совершить прорыв в развитии отрасли пока не удается: не хватает квалифицированных специалистов. Предприятие ведет активную профориентационную работу, но результат от нее следует ожидать в долгосрочной перспективе. Более оперативный вариант решения кадровой проблемы Олег Кочетков изложил в письме ректору ПГУ Александру Гулякову, в котором обосновал необходимость подготовки инженеров для станкостроительной отрасли.

Опыт открытия базовых кафедр, которые являются структурными подразделениями Пензенского государственного университета, созданные совместно с компаниями-партнерами, имеется. Вуз с 2020 года сотрудничает и с предприятием «СтанкоМашСтрой». Совместно с сотрудниками завода ведется разработка образовательных программ и курсов с учетом реальных потребностей рынка труда, на производственных площадях студенты проходят практики и стажировки, где изучают возможности действующего оборудования и решают примеры реальных задач современного производства.

Индустриальное развитие России невозможно без расширения современных представлений науки о возможностях технологических процессов станкостроительного производства и практического применения технологических систем. Этому должна способствовать разработка внятных программ подготовки специалистов. Молодежи через несколько лет предстоит не только владеть в совершенстве технологиями, но обеспечить высокую операционную эффективность предприятий, замещающих импорт.

За модернизацией последует расширение производства, поэтому инвестиции в кадры смогут обеспечить развитие российский конкурентоспособных отраслей с горизонтом на многие годы вперед.