Рабочий класс. Технические специальности обеспечат молодежи достойную жизнь

Технологический суверенитет государства напрямую зависит от подготовки квалифицированных кадров.

Система среднего специального образования нуждается в перезагрузке. Нужно экстренно восполнить пробелы последних десятилетий – заняться как спецификой обучения, так и модернизацией учебных заведений, которые должны готовить специалистов рабочих профессий под запросы рынка труда. На федеральном уровне поставлена задача — современная эффективная система профобразования с ориентацией на предприятия и удовлетворение потребностей экономики.

Сегодня стало очевидно, что подъем промышленного производства невозможен без подготовки кадров. Вспоминается не столь далекое прошлое, когда в СССР профессиональные и профессионально-технические училища обучали ребят рабочим профессиям и давали выпускникам среднее образование. При условии хорошей учебы представители профтеха имели льготы при поступлении в профильные вузы. Но в 90-е годы число училищ и техникумов катастрофически сократилось, уволились наиболее квалифицированные преподаватели, до предела износились основные фонды…

В результате сейчас производства пожинают плоды закономерного процесса старения кадров, которые практически не обновлялись несколько десятилетий. Между работодателем и профобразованием во всех его компонентах образовалась пропасть из-за отсутствия какой-либо совместной плановой работы.

Восполнить упущенное призвана программа «Профессионалитет», которая в экспериментальном режиме запущена на просторах России. В 43 регионах страны действуют образовательно-производственные центры на базе 250 колледжей, где подготовку проходят 150 тыс. студентов. Этому предшествовали мастер-классы и профессиональные пробы, а также встречи с работодателями. Задача номер один – это максимальная ориентация молодежи на практические знания.

«Страна уходит от политики «керосиновой лавки» и взяла четкий курс на импортозамещение. Бездумная штамповка экономистов, юристов, менеджеров уходит в прошлое. Их на рынке труда переизбыток. Нужны конструкторы и технологи, а также сотрудники, связанные со станочным парком. Это токари, фрезеровщики, шлифовщики, расточники, сверловщики и список можно еще долго продолжать. На пензенские заводы требуется молодежь, которая готова учиться и выполнять новые задачи, внедрять новые направления производства и расширять ассортимент продукции», — пояснили эксперты регионального отделения Союза машиностроителей России.

Производственники подчеркивают, последние годы многие только и занимались торговлей. Однако, чтобы продавать, сначала нужно создать и изготовить собственную конкурентноспособную продукцию. Без инженерно-технических работников это невозможно.

В рамках программы «Профессионалитет» уже на практике отработан 71 кластер. При создании каждого из центров были определены ССУЗы, которые модернизировались под ключ. В Пензенской области образовательно-производственный кластер действует в структуре государственного аграрного университета по направлению «Сельское хозяйство». Кластер представляет собой объединение организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и предприятий, благодаря которым студенты обучаются востребованным профессиям и получают опыт работы на производстве. На эти цели был предоставлен грант в размере 100 млн рублей.

«Качество подготовки наших выпускников должно соответствовать мировому уровню по различным профессиям», – говорит первый заместитель министра образования Игорь Щеткин. – В течение прошлого года решились вопросы, что такое «Профессионалитет», что такое кластер, как он должен развиваться, как должны взаимодействовать между собой образовательные организации, как должно развиваться взаимодействие с работодателями и самое главное для университета – было взаимодействие с министерством просвещения. Поэтому будем продолжать работу и дальнейшее взаимодействие».

Как отметил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов, в 2022 году на «Профессионалитет» помимо федерального финансирования было привлечено более 1 млрд рублей от предприятий, еще порядка 2 млрд — от регионов. В 2023 году компании должны вложить по проекту еще 1,5 млрд рублей.

Собеседники «ПензаСМИ» считают, что успех проекта будет зависеть от качественного взаимодействия с рынком труда, бизнес-сообществом. В частности, заводы сегодня заинтересованы в новых кадрах как с высшим образованием, так и со средним. Об этом не раз говорилось на заседаниях Совета директоров промышленных предприятий Октябрьского района. Существует проблема и оттока рабочей силы в другие города, хотя уровень дохода на многих производствах в Пензе выше средней заработной платы в мегаполисах.

Новое время – новые возможности и, конечно же, смена стереотипов. Сегодня производства современные и технологичные, где внедрены высокие стандарты безопасности труда и созданы комфортные условия. Работа на заводе – это стабильный источник заработка с возможностью карьерного роста и постоянного обучения. К сожалению, не все об этом знают. Поэтому на предприятиях постоянно организуются экскурсии и тематические акции. В частности, «Неделя без турникетов», когда молодежь ходит по светлым и чистым цехам, общается с рабочими, интересуется цифровыми технологиями и перспективами дальнейшей модернизации.

Директора компаний уверены, что будущих специалистов нужно начинать готовить со школьной скамьи. На уроках труда ребята должны осваивать азы мужских профессий. На это стоит «заточить» и программы дополнительного образования. Пусть во взрослой жизни человек не станет инженером, но уметь работать руками он обязан. Например, подключить розетку, починить мебель или банально сделать полку. Учась и совершенствуясь каждый становится профессионалом в своем деле и способен добиться любых вершин. Но для этого нужно стремление и время.

А пока промышленность испытывает острый дефицит профессиональных кадров, что является серьезным сдерживающим фактором развития импортозамещения и экономики в целом. Важно возродить подготовку молодежи для отраслей, которые заинтересованы в их высокой квалификации и стараются по максимуму участвовать в процессе обучения. У подростков должна быть возможность пойти в учебное заведение после 9 классов, где наряду с получением теоретических знаний обеспечен доступ к современному оборудованию. Закончили первый год обучения, далее практика на действующих производствах. Немаловажным аспектом являются достойные стипендии и предоставление общежитий для учащихся.

Любое уважающее себя машиностроительное предприятие просто обязано наладить непосредственный контакт с профильными учебными заведениями. И сотрудничество должно вестись в зависимости от потребностей и возможностей. Так в Пензе существует успешная практика создания базовых кафедр, где учат не только преподаватели, но и специалисты предприятий. Причем часть занятий проводятся на производстве, что позволяет достичь синхронизации теории и практики, а также объединения фундаментальных и прикладных наук для достижения максимального результата.

Общество меняет свое отношение к профобразованию. Спрос на технические специальности и гарантии трудоустройства вновь становятся привлекательными для молодежи. Тренд задает государство, который подкрепляется на стадии учебы и далее в трудовых коллективах. Здесь важен как системный, так и индивидуальный подход. От наставничества до премий, бонусов и поддержки молодых семей в зависимости от уровня квалификации и стремления начинающих специалистов учиться дальше, созидать и работать на благо малой родины. И не последнее место занимает вопрос инфраструктуры территорий, чтобы перспективные кадры не уезжали в поисках лучшей жизни в другие регионы.

По материалам: https://penzasmi.ru